Главная / Культура / Культурная политика / Опубликованы итоги работы Мединского на посту министра культуры

Опубликованы итоги работы Мединского на посту министра культуры

Кина не будет: как Мединский воевал с Голливудом

Кина не будет: как Мединский воевал с Голливудом

Министерство культуры России подвело итоги своей работы при бывшем министре Владимире Мединском. Согласно пресс-релизу, за период с 2012 по 2019 годы сборы российского…

Кина не будет: как Мединский воевал с Голливудом

Опубликованы итоги работы Мединского на посту министра культуры

Министерство культуры России подвело итоги своей работы при бывшем министре Владимире Мединском. Согласно пресс-релизу, за период с 2012 по 2019 годы сборы российского кино выросли в 2,3 раза, а его доля в прокате — в 1,7. Для этого ведомство, в частности, неоднократно «расчищало» прокат от иностранных премьер, чтобы у отечественных картин не оставалось конкурентов. «Газета.Ru» рассказывает о том, как Мединский объявил войну Голливуду, и что из этого вышло.

«Приоритет финансовый или политический, идеологический»

«У вас [цель] — заработать деньги на кино, а у нас — чтобы российское кино зарабатывало», — заявил бывший министр культуры Владимир Мединский на встрече с дистрибьюторами в 2015 году. Вскоре Минкульт изменил приказ о выдаче прокатного удостоверения — теперь в случае совпадения дня выхода на экраны отечественного «фильма-события» и зарубежного блокбастера ведомство вправе аннулировать и изменить дату релиза последнего.

Цель у предложенных преференций — ограничить долю голливудских картин, которые могли бы составить конкуренцию российским. При этом Мединский подчеркнул, что биться за каждый фильм ведомство не будет: «Приоритет финансовый или политический, идеологический».

Кампания по защите отечественного кино от Голливуда стала одним из основных направлений деятельности Мединского на посту министра культуры. В 2019 году он заявил, что «с грустью» смотрит на сборы иностранных фильмов в России.

Согласно ежегодному отчету Фонда кино, итоги проката зарубежных лент за прошлый год выросли на 18,4% (43,2 млрд рублей), в то время как российскому кино удалось заработать 12,3 млрд рублей — на 11,3% меньше, чем в 2018-м.

Такое снижение наблюдалось впервые с 2015 года. До этого касса российского кино постоянно росла: в 2016-м она составляла 8,6 млрд руб, в 2017-м — 13 млрд руб. Лидером по сборам среди отечественных картин в 2019 году стала военная драма «Т-34», которая выручила 2,3 млрд руб., на втором месте оказалась комедия «Полицейский с Рублевки» с 984,6 млн руб. При этом с января по ноябрь 2019 года в российском прокате окупились лишь восемь из 68 фильмов.

Минкульт связал это с выходом в прокат нескольких крупных голливудских франшиз: ремейков «Короля льва», «Аладдина» и «Дамбо», четырех фильмов вселенной Marvel, включая финал «Мстителей», а также «Звездных войн», «Форсажа» и других кассовых хитов — «Однажды в Голливуде» и «Джокер». Сам Мединский выразил мнение, что у россиян сложилась привычка ходить на голливудское кино, и пообещал «переломить ситуацию».

Во имя российского кино

О том, действительно ли зрители полюбили отечественное кино, говорить сложно. В 2019 году сразу несколько российских фильмов продемонстрировали высокие сборы — правда, чаще всего у них не было зарубежных конкурентов, а даты релизов совпали с новогодними праздниками.

В начале прошлого года отсутствие голливудских блокбастеров помогло картинам «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» Ильи Куликова и «Т-34» Алексея Сидорова заработать большие деньги. Только за первый январский уикенд полнометражная версия сериала на ТНТ собрала более 365 млн рублей. «Т-34», вышедший 1 января, в свою очередь, поставил рекорд среди всех российских фильмов по сборам в стартовые выходные, заработав 713 млн рублей.

В интересах российского кино Минкульт совместно с прокатчиками буквально «расчистили» новогодний прокат от зарубежных релизов — «Гринча», «Человека-Паука», «Бамблби» и «Аквамена». Все они вышли одновременно 13 декабря — за две недели перед российскими премьерами.

До этого Минкульт неоднократно сдвигал премьеры зарубежных картин ради успехов отечественного кино. В 2018 году премьеру «Приключений Паддингтона 2» перенесли с 18 января на 1 февраля ради российского фильма «Скиф». Кинотеатрам пришлось вернуть деньги за билеты, а также заполнить сеансы другими семейными фильмами, например, «Тремя богатырями и принцессой Египта», а еще увеличить показ «Движения вверх». Последнему, к слову, удалось собрать 3 млрд рублей, став самым кассовым российским фильмом в истории.

Как отметил в беседе с «Газетой.Ru» главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев, раздражение у кинотеатров вызывал даже не сам по себе механизм «раздвижки» проката, а грубые методы.

«Зачастую раздвижки релизов происходили в последний момент, как было, например, с «Приключениями Паддингтона 2»», — уточнил Нечаев.

Однако такой метод увеличения сборов российского кино не всегда приводил к результатам. В феврале 2018 года премьерный показ фильма «Мстители: Война бесконечности» попытались перенести на 11 мая (но потом дату вернули), назначив на 3-е число премьеру военной драмы «Собибор», среди авторов которой значился Мединский. Впрочем, лента в конкуренции с зарубежными фильмами тогда не выручила и 19 млн рублей. Позже «Мстителей» убрали из проката 9 мая, объявив дату «днем российского кино». В этот день в кинотеатрах показали уже прошедшие «Движение вверх» и «Лед».

Военная слава России VS «мрази конченые»

В 2015 году Минкульт перечислил приоритетные темы для фильмов, претендующих на господдержку. Среди них — Крым и семейные ценности, а также военная слава России и памятные даты. В апреле того же года — в разгар съемок фильма «28 панфиловцев», снятом при поддержке Минкульта, — директор Государственного архива Сергей Мироненко в интервью «Коммерсанту» рассказал, что подвиг военнослужащих, скорее, выдумка советской пропаганды, чем навлек на себя гнев Мединского. Бывший министр назвал подвиг панфиловцев «святой легендой», а людей, которые в нем сомневаются, «мразями кончеными».

Спустя год Минкульт опубликовал «Стратегию государственной культурной политики до 2030 года», в котором назвал увеличение доли российских фильмов в отечественном прокате одной из приоритетных задач. Сам Владимир Мединский не раз выступал за усиление мер протекционизма в отношении отечественного кинематографа и призывал защищать его от «всемирной машины Голливуда». Так, в 2018-м на поддержку кино было выделено 3,992 млрд руб. В 2019 году президент России Владимир Путин поручил увеличивать субсидии на 1 млрд руб. ежегодно. При этом речь шла о поддержке производства и проката национальных фильмов для детской и семейной аудитории.

По словам Александра Нечаева, при существующей на данный момент емкости рынка кинематографистам необходима помощь государства. Таким образом студия, запускающая сложный, жанровый, в том числе исторический или фантастический проект, снижает риски.

«Другое дело, что при Мединском возникла идеологизация этого процесса. При нем средства с большой охотой выделялись проектам с «правильным» взглядом на историю. Такой подход во многих случаях к коммерческим успехам не привел. Хотя «28 панфиловцев» показали неплохой результат (385 млн рублей), самым кассовым фильмом в этой тематике остается «Т-34» — и это чистый «аттракцион», там идеология как раз сведена к минимуму», — пояснил Нечаев.

Помимо «главных тем российского кино» Минкульт в 2013 году предложил создать совет по оценке сценариев документальных и художественных фильмов на исторические темы. Кинематограф, по мнению ведомства, должен удовлетворять стратегическим интересам государства. При этом Мединский уверял, что речь здесь не идет о цензуре.

«Министерство культуры при Мединском фактически рассматривало свою миссию как министерство пропаганды. Оно видело себя неким продюсером патриотических фильмов о войне, об истории, которые доносили до зрителя официальную позицию государства», — подчеркнул Нечаев.

Куда уходят деньги

Большая часть российских фильмов, которые выходят в прокат, снимается при государственной поддержке. За 2017-2019 гг. на поддержку киноиндустрии из федерального бюджета было выделено 22,8 млрд рублей. Львиная доля из них, как утверждает Счетная палата, — 78,6% или 17,9 млрд рублей — пошла на производство национальных фильмов. Между тем данные базы ЕАИС, в которой содержится информация о 528 фильмах и 258 компаниях, получивших субсидирование, свидетельствуют о том, что распределение средств неэффективно. Из 38 фильмов, которые с 2015 года получили от 100 млн рублей госрасходов, 14 — то есть больше трети — в прокате собрали меньше этой суммы. (О том, почему система госсподдержки кино непрозрачная, «Газета.Ru» уже рассказывала).

При этом, согласно подсчетам «Ведомостей», больше половины фильмов, получивших с 2015 года поддержку Минкульта, зрители в кинотеатрах практически не смотрели.

Из 155 картин, снятых на госсредства, 80 увидели меньше 10 тыс. человек. Некоторые проекты, в числе которых «Весури» Александра Тютрюмова, согласно базе ЕАИС, в прокат даже не вышли.

«Эпоха Мединского, безусловно, запомнится ростом доли российского кино, но не самым эффективным расходованием средств и отсутствием взаимопонимания между Министерством культуры и кинотеатрами. От нового министра культуры бизнес ждет какого-то более мягкого регулирования», — рассказал Нечаев.

21 января премьер-министр России Михаил Мишустин представил новый состав правительства. Вместо Мединского должность министра культуры заняла Ольга Любимова, бывший руководитель департамента кинематографии ведомства. 24 января Мединский был назначен помощником Владимира Путина.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*