Главная / Бизнес / Клиентрынок / 2019 год: 5 главных событий для потребительского рынка

2019 год: 5 главных событий для потребительского рынка

«Девяток» яиц и продукты в кредит: тренды розницы 2019 года

«Девяток» яиц и продукты в кредит: тренды розницы 2019 года

В 2019 году многих повеселила история с оригинальной упаковкой, в которой оказалось девять вместо десяти яиц. В уходящем году в целом россияне старались экономить на…

«Девяток» яиц и продукты в кредит: тренды розницы 2019 года

2019 год: 5 главных событий для потребительского рынка

В 2019 году многих повеселила история с оригинальной упаковкой, в которой оказалось девять вместо десяти яиц. В уходящем году в целом россияне старались экономить на покупке продуктов, чаще приобретать онлайн и со скидкой, рассказывают эксперты. «Газета.Ru» вспоминает, чем этот год запомнился потребителям.

Упаковка сбросила «лишний» вес

Одним из трендов 2019 года стало введение нестандартной упаковки. Новации в рознице стали вводить еще в начале года. Так, в январе многих россиян удивила новая фасовка куриных яиц, когда вместо привычного десятка стали продавать по 9 штук — по три в каждом ряду.

Началось все с поста пользователя Pikabu, который выложил фотографию с 9 яиц в упаковке. Он буквально взорвал рынок Возмущенные россияне жаловались, что их обманывают — продают меньшее количество товара по прежней цене и требовали указать стоимость одного яйца.

Пользователи интернета тогда шутили, что дойдет до того, что

в России продавать начнут отдельно белки и желтки, а бензин — по 0,9 литра.

Позже выпустившая такую упаковку удмуртская фабрика «Вараксино» объяснила это событие «маркетинговым ходом».

Между тем эксперты отмечали, что производители действительно могли просто переориентироваться из-за растущих расходов. Так, новые упаковки появились вслед за повышением налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Чтобы не увеличивать резко цены, компании просто стали «сжимать» упаковку.

И делали они задолго до повышения НДС. Так, большую часть упаковок производители «сжали» незаметно в период с 2012 по 2018 год. К такому выводу пришли авторы исследования Gfk. За шесть лет производители

сократили размеры упаковок товаров ежедневного спроса на 7-20%. «Похудели» размеры шоколадок, упаковки круп, молока, соков и других продуктов.

Больше ходим, меньше покупаем

В целом в 2019 году потребительское поведение россиян поменялось. Жители страны стали чаще посещать магазины, при этом меньше тратить денег, подытоживал ранее в беседе с журналистами председатель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков.

«Для нас это серьезный фактор. Сейчас мы вынуждены адаптировать свою модель под меняющееся поведение потребителя», — говорил он.

Нередко поход в магазин становится стрессом в текущих экономических условиях. Так, только на питание в месяц уходит более трети денежных расходов россиян (34,3%).

Самая тяжелая ситуация — с пенсионерами. Их месячные расходы на питание доходят до 40,6%. В многодетных семьях цифры чуть ниже — 38,9%.

В этой связи дискаунтеры (магазины сниженных цен) становятся все популярнее, и в 2020 году их число может увеличиться, прогнозирует Беляков. Гипермаркетам же будет все сложнее зарабатывать.

Экономия прежде всего

В третьем квартале 2019 года количество потребителей, которые пытались экономить, увеличилось до 69% (вместо 67% в предыдущем квартале), говорят данные Nielsen.

Одним из популярных способов экономии по-прежнему остается покупка товаров со скидкой (по промо-акциям).

В ряде товаров повседневного спроса доля продаж в категории «промо» близка к «потолку» и достигает 70-80%. Это, например, стиральные порошки, шоколадные плитки, средства для мытья посуды.

Экономия влияет и на пищевые привычки россиян. Самая затратная позиция в корзине потребителя — это мясо. Приобретают его все меньше. Так, за десять месяцев 2019 года число покупок мяса курицы, которое по ценам самое демократичное, снизилось на 4%, говядины — на 8%, свинины — на 15%. Это следует из исследования оператора фискальных данных «Платформы ОФД» (обрабатывает по 35-40 млн кассовых чеков каждый день).

То, что россияне стали меньше употреблять мяса, говорилось и в исследовании Росстата. За пять лет объем снизился у женщин на более 5% до 68,5 кг в год и на 3,9% у мужчин — до 115,4 кг.

По словам председателя АКОРТ Сергея Белякова, потребительские настроения населения в этому году действительно меняются: «Мы видим, как из красного мяса начинают переходить к белому, из мясных продуктов начинают выбирать суррогатные продукты, или отказываться от мяса в целом».

Уходим в онлайн

В 2019 году россияне стали больше совершать покупок в интернет-магазинах. В виртуальном мире активно приобретают, например, товары повседневного спроса. За год рынок вырос почти в два раза до 27,7 млрд рублей, указывала компания Nielsen.

Этому есть целый ряд причин. Во-первых, доставлять продукты стали быстрее. Во-вторых, россияне наконец оценили, что это не только экономит время, но и бережет силы, поскольку курьеры привозят тяжелые пакеты прямо на дом. В-третьих, интерфейс приложений (а многие заказывают товары на дом с помощью смартфона) визуально стал удобнее. Именно эти причины назвал в беседе с «Газетой.Ru» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

По итогам 2019 года онлайн-ритейлеры могут заработать рекордные суммы. Рынок онлайн-торговли, по оценке АКИТ, может достичь 2,2 трлн руб., хотя еще в 2018 году он оценивался в 1,6 трлн руб.

А теперь и продукты из магазина в кредит

До того, как Росстат начал пересматривать оценку доходов россиян в 2019 году, они постоянно падали, и только в третьем квартале показали резкий рост в 3%. Не все эксперты с такой оценкой согласились.

При этом ритейлеры поняли, что делать с беднеющими россиянами. Так, в розничных сетях обещают начать продажу продуктов в кредит.

В частности, в июне торговая сеть «Перекресток» (входит в X5 Retail Group) первой из ритейлеров объявила о такой возможности. Выпускаться будет виртуальная карта, которая даст возможность приобретать товары в кредит. Оформить ее можно будет прямо в зале магазина, а для этого лишь — предоставить паспортные данные, говорили в торговой сети.

«В целом карта рассрочки – это рациональная альтернатива кредитным картам для покупателей с высокой кредитной нагрузкой. Продукт имеет большой потенциал развития в продуктовом ритейле, который можно полнее реализовать благодаря его диджитализации и цифровизации», — объясняла главный финансовый директор Х5 Retail Group Светлана Демяшкевич.

Тем не менее пока никаких результатов по горячим следам инициативы торговая сеть не объявляла.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*