Главная / Культура / Кино / «Клуб «Завтрак»: как Джон Хьюз вывел поколение X на экраны

«Клуб «Завтрак»: как Джон Хьюз вывел поколение X на экраны

Маколей Калкин в фильме «Один дома» (1990)

На стыке поколений: как автор «Один дома» снимал Америку 80-х

Американский режиссер Джон Хьюз, автор канонических подростковых фильмов 1980-х годов «Клуб «Завтрак», «Шестнадцать свечей» и «Феррис…

На стыке поколений: как автор «Один дома» снимал Америку 80-х

«Клуб «Завтрак»: как Джон Хьюз вывел поколение X на экраны

Американский режиссер Джон Хьюз, автор канонических подростковых фильмов 1980-х годов «Клуб «Завтрак», «Шестнадцать свечей» и «Феррис Бьюллер берет выходной» и культовой детской франшизы «Один дома», умер десять лет назад — 6 августа 2009 года. «Газета.Ru» рассказывает, как последний романтик волны «бэби-бумеров» смог найти общий язык с брошенными на произвол судьбы подростками из поколения X.

Джон Хьюз родился в 1950 году, он стал одним из представителей поколения «бэби-бумеров» — его детство пришлось на эпоху глубинных изменений в культурной и экономической жизни США. В отличие от «тихого поколения», которое сформировалось в суровые времена Великой депрессии и Второй мировой войны, бэби-бумеры стали свидетелями раскрепощения общества.

Распространение телевидения, потребительский бум, появление рок-н-ролла, борьба за права и жестокое разочарование в наивности идей 1960-х — к началу 1980-х — большинство бэби-бумеров успели вдоволь наэкспериментироваться с поп- и контркультурой, обрасти цинизмом и жаждой успеха, выработать свой собственный язык, заставить весь мир говорить на нем и занять место под солнцем.

Все это сопровождалось постепенным распадом института семьи старого образца — изучение себя и построение карьеры не оставляло времени на личную жизнь, а процент разводов резко пошел вверх, уступая только экономическому росту. Именно успешность бэби-бумеров и желание взять от жизни все определили настроение следующего поколения — поколения X.

Его представители уже с детства имели все то, о чем могли только мечтать их родители — им не пришлось строить капиталистический рай, им предстояло понять, как в нем можно выжить. Детство «иксеров» прошло в обнимку не с родителями, которые с большой долей вероятности были в разводе, а с телевизором. Игровой площадкой стала территория торговых центров, а видеопрокат постепенно стал заменять опыт похода в кино.

Именно с этим поколением смог найти язык Хьюз, который не разделял идеалы рейганомики, устраивавшей его ровесников, и остался в душе подростком, «бунтарем без причины» из знакового фильма Николаса Рэя. Хьюз смог объединить романтическую наивность своей юности, еще не отравленную цинизмом 1970-х, с грустью по семейному теплу, которое было общим у него и подростковых персонажей его фильмов.

Поколение X словно бы выключили из культурного дискурса. В «Клубе «Завтрак», «Шестнадцати свечах», «Феррис Бьюллер берет выходной» и «Чудесах науки» Хьюз дал голос подросткам, которые едва не стали «тихим поколением» не из-за страха заявить о себе, а из-за банальной нехватки места в информационном пространстве, забитом самодовольным, успешным, но разбитым внутри и оттого насквозь фальшивым поколением взрослых.

«Я думаю, что большинство людей, кто считает 80-е золотой эрой кино, признают его королем. Потому что в своем кино он показал тинейджеров более нормальными. До Хьюза часто подростков показывали тупыми, озабоченными. А он относился к ним серьезно. В смысле, фильмы до Хьюза тоже были нормальными, но в «Клубе «Завтрак» к подростковым проблемам подход серьезнее и глубже»,

— рассказал в интервью «Miriumaximum» Тимоти Шери, автор исследования «Поколение мультиплекса: образ молодости в современном американском кино».

Хьюзу пришлось разбираться с теми проблемами, которые обходили вниманием «взрослые» — до него подростки практически не обсуждали секс в кино, чувственность в массовой культуре не выходила за рамки иносказаний и послевоенной гуманистической морали, а язык подпольной культуры смог прорваться на большие экраны только к началу 1990-х, с усилением напряженности в обществе.

Появившись на сломе представлений общества о подростках, фильмы Джона Хьюза до сих пор обладают любопытной чертой — их персонажи могут казаться немного стереотипными, а сюжетные ходы — общими, однако сама ткань фильмов лишена тех клише тинейджерских комедий, которые наработал кинематограф между выходом, скажем, «Бездельника» с «Клерками» и «Американского пирога» с «Очень страшным кино».

Хьюзу выпала задача по-настоящему большого художника — создать галерею архетипов, придумать новые обстоятельства и среду, в которых они могут раскрыться. Именно поэтому, несмотря на свою очевидность (которая на деле оборачивается хрестоматийностью), его фильмы продолжают работать и сейчас.

Под налетом маркетинговой мишуры и доведенных другими режиссерами до автоматизма приемов скрывается универсальное и серьезное высказывание о природе юности, лишенной обещанного взрослыми тепла и отчаянно сражающейся за право на свою человечность, которую еще только предстоит придумать.

В начале 1990-х его зрителя ожидала судьба, похожая на поколение отцов — «иксеры» научились драться за свое право на кусок пирога, стали циничными, а взрывной рост технологий куда сильнее разобщил их. Юношеские идеалы следующего за ними поколения еще не успели сформироваться, но Хьюз решил не дожидаться, пока время сделает свое дело, и решил обратиться сразу к детям. Его последний фильм как режиссера датирован 1991 годом («Кудряшка Сью»), однако отпечатки Хьюза как сценариста густо рассыпаны по всему десятилетию — его авторству принадлежат «Один дома», «Бетховен», «Деннис-мучитель», «Младенец на прогулке, или ползком от гангстеров», «101 далматинец» и «Флаббер».

После смерти Хьюза, рассказали его родственники, остались сотни записных книжек, испещренных мелким почерком. В день своей смерти он, как всегда рано утром, отправился на прогулку, чтобы написать несколько заметок об уличных сценах и сделать ряд городских фотографий. Последний кадр был снят им недалеко от места, где режиссера настиг сердечный приступ.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*